Шаңырақ

 

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - sha%D2%A3yra%D2%9B-1-1024x683.jpg

 

Шанырақ – выступал как семейная реликвия, которая передавалась из поколения в поколение по мужской линии, он символизировал продолжение рода. Младшего или единственного сына называют «шанырақ иесі» (хозяин шанырақа). При установке юрты шанырақ поднимал только мужчина, хозяин, отец семейства, а всю остальную работу выполняли женщины. В случаях, когда умирал последний мужчина в роду, то на его могилу водружали шанырақ, что выражало завершение ветви.
 

М.К. Егизбаева [3] считает, что особая сакрализация шанырака объясняется его связью с двумя важнейшими древнетюркскими культами – Тенгри и предков. Отцовской дом казахи называют – «қара шанырақ» (смысловое значение — древний, старший, главный дом).
 

Этимология слова «шанырақ» не имеет единой трактовки. Существует версия, что первый слог «шан» происходит от индоиранского — «сан» — «сон», что означает солнце. Она коррелирует с самой конструкцией  шанырака – креста, заключенного в круг – древнейшего визуального знака солнца.
 

Шанырақ – активный участник обрядов и ритуалов. Особое значение имеет в родильной обрядности: при частых случаях смертей младенцев, послед ребенка с семью черными камешками заворачивали в белую кошму и подвешивали к шанырақу, а при благополучных родах на него навешивали, нанизанные на палочку шейные позвонки барана (жертвенного животного). Считалось, что при родах демонические существа — албасты и қарақұс сидят на шанырақе, ожидая удобного случая, чтобы забрать душу ребенка. Видимо, подобные представления послужили основанием для украшения купольного круга разноцветными шерстяными шнурами с кисточками – аяқбау. Шанырақ считался уязвизмым местом (как и порог), т.к. непосредственно граничил с внешним миром, был своеобразной границей «чужого» и «своего».
 

Анализируя родильные обряды и мифологические представления казахов, Н.Ж. Шаханова [9] отмечает отожествление шанырақа с женским лоном, рождающим началом. А для защиты роженицы от злых духов, было принято держать у шанырака беркута — священной птицы. Соединение в шаныраке двух начал (мужского и женского) подчеркивает многозначность традиционного символиза. В народе широко бытуют фразеологизмы, связанные с шанырақом: о новобрачных говорят — «шаңырақ көтерді» (создали новую семью); «шаңырақтарын биік болсын!» (да будет ваш шанырақ высоким!) и т.п.

.